...друг, товарищ и волк
Исаев Никита Олегович
Председатель совета директоров Prime Group, президент страхового холдинга Prime Insurance до 31.12.2006 г.
|
Продавая полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), страховщики зачастую сталкиваются с недобросовестной конкуренцией. Какие формы она может принимать и как с ней бороться?
Не секрет, что некоторые страховщики не гнушаются весьма сомнительными способами завоевания клиентов. Ситуация осложняется тем, что к их борьбе друг с другом нередко подключаются представители власти, силовых структур. Например, сотрудники ГИБДД нередко навязывают автовладельцу услуги определенных страховых компаний. Подобное можно порой наблюдать рядом с таможенными пунктами или отделениями ГИБДД, где правом свободной продажи полисов ОСАГО пользуются лишь "избранные" страховщики. Агенты же остальных компаний подвергаются гонениям - сотрудники ГИБДД или ГТК угрожают им, а иногда даже используют меры пресечения, о незаконности которых свидетельствует хотя бы то, что каких-либо процессуальных документов при этом не составляется.
Бывает, что правоохранительные органы подключаются к "информационной войне". К примеру, одно столичное отделение ГИБДД не только заботливо выделило страховщику отдельный ларек на своей территории (прямое нарушение закона об ОСАГО!), но и расклеило объявления с призывом не покупать полисы у агентов с лотков, обвиняя этих продавцов в мошенничестве.
Иногда избирательностью грешат сотрудники милиции, закрывающие глаза на поведение одних агентов и предъявляющие претензии к другим. В частности, подобный случай недавно произошел в Твери, где нашего агента пытались оштрафовать за торговлю полисами на улице. Незаконность милицейского решения подтвердил местный суд.
Конечно, подобные проблемы присущи не только страховому сектору: взяточничество, коррупция и произвол правоохранительных органов, к сожалению, стали в нашей стране привычным явлением. Тем не менее, в своем секторе страховщики все-таки могут влиять на ситуацию.
Вопросами госполитики в сфере противодействия недобросовестной конкуренции ведает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Страховщику, оказавшемуся в одной из описанных выше ситуаций, следует сразу же обратиться в МАП с соответствующим заявлением и доказательствами (показаниями агентов или страхователей, фотоматериалами и т.п.). Антимонопольные органы проведут проверку, которая выявит признаки нарушения законодательства. В течение трех рабочих дней после поступления документов, свидетельствующих о наличии признаков правонарушения, структурное подразделение МАП передаст материалы юридическому департаменту для привлечения нарушителя к ответственности. Наказанием может стать предписание, штраф и т.п.
К расследованию случаев недобросовестной конкуренции в принципе мог бы подключиться Российский союз автостраховщиков (РСА). Ведь иногда это объединение проводит самостоятельные расследования по нарушениям своих методических рекомендаций (например, в поле зрения РСА попадало снижение некоторыми страховщиками коэффициентов по ОСАГО). Таким образом, взаимодействие РСА и МАП в силу схожести выполняемых ими функций могло бы дать усиленный эффект.